г. Москва, ст.м. Бауманская,
м. Красносельская, ул. Ольховская, д. 14.
+7 (968) 760-92-24 Круглосуточно 24/7

Социальный контекст семейной профилактики

Семья является основной и главной единицей сообщества. Она оказывает мощное влияние на формирование социального поведения, одно из проявлений которого - употребление алкоголя в подростковом возрасте. Очень часто первый раз в жизни ребенок пробует алкоголь непосредственно в семейном кругу. Дальнейшее употребление алкоголя, приводящее к различным осложнения в развитии подростка, разворачивается в семьях и на глазах у родителей, если они никак не реагируют на проблемы собственного ребенка. Это означает, что у пьющих родителей намного выше вероятность иметь детей с алкогольными проблемами, чем у непьющих. Некоторые объяснения подобного феномена содержатся именно в генетических теориях развития алкоголизма. Однако, несмотря на все доводы, биологическая уязвимость объясняет только часть наследования зависимости, например, от дедов-алкоголиков к сыновьям. Такая биологическая уязвимость никак не объясняет принятые решения подростка начать употреблять алкоголь или предпочесть другие варианты питейных стереотипов-от воздержания до умеренного употребления или уже проблемного пьянства.

Таким образом, процесс развития алкоголизма разворачивается в социальном контексте под влиянием многочисленных биопсихологических факторов. Проведенные нами исследования показали, что на вид благополучная семья, по составу, по уровню дохода, образования и занятости, может в дальнейшем формировать у подростка проалкогольные установки и склонности, если родные не обеспечивают ему определенные на тот момент психологические и психофизиологические значимые условия развития.

Социологи и психологи утверждают, что в обществе особенно усиливается разрыв между поколениями. При этом младшие стараются компенсировать со своей стороны некритичным усвоением взрослых форм поведения, то есть пьянством, сексом без запретов, перепродажей товаров, мошенничеством и так далее. Старшее поколение, как правило, озабочено только собственными проблемами и утрачивает навыки заботы о младших, охладевает к семейным ценностям и не осознает собственной ответственности за будущее поколение.

Иногда разговор о семейной практике может показаться неуместным и непрактичным. Школа еще с советских времен привыкла компенсировать недостатки родительского внимания и делать акцент на слабости взаимодействия семьи и школы. Традиционной профилактикой для антиалкогольной и антинаркологической политики служат всевозможные выступления взрослых во время урока перед классом или школьного собрания. Предупреждение злоупотребления несовершеннолетними ПАВ может быть наиболее эффективным, если число каналов воздействия на ребенка будет как можно больше. В этой главе представлена концепция вовлечения родителей в профилактическую работу с их собственными детьми, которая осуществляется специальными средствами семейного воспитания при поддержке специалистов.