г. Москва, ст.м. Бауманская,
м. Красносельская, ул. Ольховская, д. 14.
+7 (968) 760-92-24 Круглосуточно 24/7

Психотерапия созависимости

Программа по преодолению созависимости включает в себя, прежде всего, различное информирование по вопросам зависимости от вредных ПАВ, также дает представление о семье, предусматривает тренинг и усвоение навыков здоровых отношений в семье. Программа учит способам реагирования на чувства, выражение любви к детям и другим родственникам.

Во время преодоления созависимости рекомендуется сочетать специальную программу психотерапии группами, которая проходит индивидуальными сеансами, супружеской или семейной психотерапии, а также обязательное посещение групп Ал-Анон, Нар-Анон, чтение различной литературы по данным проблемам.

Во время работы психотерапевт может применять лекции, семейное консультирование с составлением родословной, индивидуальную и групповую психотерапию, очень редко медикаментозную. Поощряется ведение дневника, выполнение различных домашних заданий. Групповая терапия является главным методом для преодоления созависимости.

Формирование психотерапевтической группы происходит после индивидуальных консультаций с больным. Тогда полностью изучается внутрисемейная ситуация, характер отношений между членами семьи, в чем проявляются самые напряженные отношения, в том числе психологическое состояние, в котором находится обратившийся за помощью и степень выраженности созависимости. Также не помешает консультация или даже участие в группе самого больного.

Как показывает практика, первыми за помощью обращаются именно жены больных алкоголизмом или матери больных наркоманией. В это время больные уже либо находились на лечении у другого врача или же проходили лечение, когда родственники уже участвовали в программе преодоления зависимости. Часто встречаются ситуации, когда лечение проходили одновременно больной в стационаре и родственник на домашнем лечении. Причем около половины всех больных вскоре приходили с просьбой прекратить занятия их родственников в группе.

Курс психотерапии проводится с творческим подходом. Даже не смотря на выбранный заранее сценарий проведения занятий, в первую очередь, обращается внимание на настроение людей в группе. В некоторые моменты приходится переделывать сценарий в сторону актуального в данный момент вопроса. В конце каждого занятия обязательно подводятся итоги, их делает один из участников сам, по своему желанию, а другой человек берет на себя обязанность выразить благодарность созависимым за участие в группе со всеми перечислениями, что именно происходило сегодня.

Весьма интересным является то, что практикуется сбор записок, в которых указаны положения, вынесшие сегодня участником из группового занятия. Это не только помогает поддерживать дисциплину, но и закрепляет полученный материал, что очень полезно для психотерапевта. Содержание таких записок является конфедициальным, но может применяться и в последующих занятиях.

Как правило, каждое занятие начинается с представления себя, то есть человек говорит несколько слов о себе, о своем самочувствии на данный момент, причем предпочтительнее говорить именно что чувствует, чем как чувствует. Такой подход дает навыки по определению чувств, а заканчивается занятие молитвой о спокойствии духа или любой другой из формул гельштальт - терапии.

Приведем несколько тем, которые принято обсуждать в группах преодоления созависимости:

1. Работа с чувствами.

Целью такой работы является научиться определять собственные чувства, практиковаться в их выражении словами или же языком тела, увидеть сходство их с другими, а также понять, что совершенно все чувства хороши. Даже на примере одного из чувств понять, как они могут быть выражены таким неразрушительным и здоровым образом жизни.

2. Контролирующее поведение.

Цель поведения - показать, неэффективность контролирующего поведения, заставить участников отказаться от него, а также, чтобы перестать контролировать других людей и начать целиком заботиться о себе. Можно обсудить и такой вопрос: как человек пытался или сейчас пытается сдерживать или предотвратить пьянство зависимого члена семьи.

3. Отстранение.

Цель - это понять необходимость отстраниться от близкого человека с любовью, страдающего зависимостью и обсудить, как это можно сделать. Как правило, задача отстраниться пугает созависимых людей. Они часто путают здоровую заботу о близких и любовь к ним с вовлеченностью в проблему химической зависимости.

4. Реакция.

В данном методе необходимо показать на примерах из жизни, что многие чувства и мысли возникали лишь как реакция на больного с зависимостью, в ответ на что - то. Нужно всегда стремиться от реакции к другой реакции, то есть действиям, идущим от себя.

5. Границы личности.

Здесь учатся различать внутренние и внешние границы, упражняться в навыках отстаивания собственных границ и соблюдения границ чужого человека. Внешние границы предполагают, что никто не может дотронуться до меня без моего разрешения. Если я разрешаю до себя дотрагиваться, то только так, как это может понравиться именно мне. Только в моем праве контролировать как, когда и где кто - либо будет меня касаться.

6. Родительская семья.

Цель - поработать над делами, которые не успели завершить в детстве, наставлениями родителей, идущими из детства. Нужно посмотреть на родительскую семью с точки зрения уже взрослого человека и по возможности простить родителей.

7. Самооценка.

Цель - выработать навыки адекватного поведения и самооценки. Здоровая самооценка представляет собой внутренний опыт нашей индивидуальной ценности, осознание того, что мы имеем и каким достоинством обладаем. Достоинство человека - это совершенно отдельное от того, что мы привыкли делать, как выглядим и что другие говорят и делают для нас. Здоровая самооценка звучит так: "Я не хуже, но и не лучше других, поэтому не хочу больше себя с ними сравнивать".

8. Да, мы умеем думать.

Необходимо укрепить уверенность созависимых людей в том, что они могут и умеют думать, вычислять будущее, принимать различные решения, а также строить здоровые отношения.

9. Работа с утратами.

Нужно ознакомить группу с основными стадиями процесса реагирования на утрату и обсудить на примере жизни присутствующих участников все продуктивные и непродуктивные стороны данного процесса.

10. Ставим собственные цели.

Цель - это хорошо отработать такой навык, как умение ставить себе цели на будущее, а также сроить древа таких целей.

11. Я имею право.

В этом случае необходимо укрепить такую систему ценностей, в которой законным является самопринятие. Такое занятие позволяет укреплять веру в себя, оставляет всех присутствующих в замечательном настроении. Сначала стоит обсудить то, что долгое время было запретом, затем формируется новое понятие: "Я имею право". Из всех утверждений участников группы составляется список прав, который могут все также продолжать вне занятий. Психотерапевт должен направить занятие так, чтобы участники отстаивали интересы других людей в группе.

12. Утверждение самого себя.

Цель - практиковать навык утверждений о своей личности, причем только позитивный, при этом оставив все негативные утверждения.