г. Москва, ст.м. Бауманская,
м. Красносельская, ул. Ольховская, д. 14.
+7 (968) 760-92-24 Круглосуточно 24/7

Особенности семейной профилактики

Эффективная профилактика ориентирована на продуктивных личностных аспектах. Вместо борьбы она предлагает развиваться, вместо рисков обсуждает различные ресурсы, а вместо болезни ориентирует на творчество. По литературной традиции программы по профилактике включают следующие блоки:

- формирование собственной положительной самооценки;

- уверенность в своих силах;

- обучение различным коммуникативным навыкам;

- поиск поддержки в окружающей среде;

- развитие стрессоустойчивости;

- развитие навыков разрешения конфликтов;

- расширение поведенческого репертуара и рефлексов собственного жизненного опыта.

С одной стороны они направлены на развитие независимости от группового мнения, а с другой на повышение возможностей к адаптации личности. Самым популярным и прогрессивным методом современной профилактики является групповой тренинг. В ходе него человек получает возможность оценить успешность своей цели, сравнить собственный опыт с опытом других участников и даже испытать новые модели поведения в игровой форме. Вообще интерактивные подходы в профилактике очень привлекательны для окружающих и очень действенны. Однако все равно они остаются для подростка обобщенными, модельными. Не всегда ребенок может перенести подобный игровой опыт в свою реальную практику. Такие особенности у любого обучения.

Семейная профилактика обладает целым рядом особенностей по сравнению со школьной. В семейной профилактике главным действующим лицом оказывается тот человек, который завоевал авторитет у ребенка и влияние которого следует традициям и кровным узам. Потому что учителю, лектору или врачу можно не доверять в принципе. Также семейная профилактика должна быть адресована не только разуму и мыслям, но и должна быть окрашена различными эмоциональными привязанностями. Если учитель говорит ребенку о том, что положено, то родитель говорит, потому что он действительно хочет это для своего ребенка. Лектор дает информацию относительно вреда и только негативных последствий, а мать или отец сообщают, какое поведение является для них неприемлемым, что они одобряют, им нравится, и хотят видеть. Очень часто родители переоценивают вес знаний в данной области и недооценивают вес своего влияния. Например, на родительском собрании мать просит лектора сказать детям, что курить вредно. На что он отвечает: "А вы покажите своему ребенку, что вам очень неприятно, когда он курит, что вы огорчены, разочарованы".

Некоторые родители, подражая школьным преподавателям, пугают своих детей нарушениями различных функций в их организме, заболеваниями в будущем. Подросток начинает легкомысленно относиться к таким разговорам, если они никак не связаны с указанием на его индивидуальность. Конечно, в группе это невозможно, только родители смогут найти необходимые убедительные аргументы.

Отличие семейной профилактики от школьной заключается в том, что воспитание трезвости у подростка осуществляется не напрямую, а косвенно. Например, через совместные наблюдения за поведением окружающих людей, через оценки привлекательности или осуждение знакомых.

Можно также сказать и о своеобразном семейном "программировании" ребенка на необходимую жизненную позицию. Его негативная сторона заключается в том, что за рубежом в литературе называется обученная беспомощность. Ограничивая диапазон возможностей, очень часто родители стимулируют у подростка снижение самооценки и разрушение веры в собственные силы. Особенно если его периодически сравнивают с другим, более благополучным на их взгляд, подростком. Родители жалуются на трудности в воспитании своего ребенка, при этом подпитывая у него чувство вины. Они лишают инициативы, права выбора и заранее настраивают на возможные трудности и препятствия. Это делается исключительно из лучших побуждений, ведь надо предвидеть сложности заранее и подготовиться к ним.

Таким образом, понятно, что мишенями для семейной профилактики служат ценности личности в развитии ребенка. В ответ на рассуждения о драгоценном здоровье и долголетии, подросток чаще всего ответит: "А зачем мне жить долго и неярко?" Поэтому основными целями, на которые необходимо ориентировать родителей для профилактики алкоголизма, достойны быть воспитание в нем ответственности, зрелости, уверенности в себе, развитие самоконтроля и навыков планирования, а также желание быть успешным в собственной жизни. Для родителей подобная работа является инвестированием в собственную старость.